Межпоселенческая центральная районная
библиотека им. А. С. Пушкина

Муниципальное казенное учреждение

Анкета по оценке качества услуг, оказываемых МКУ "МЦРБ им. А.С.Пушкина"

Уважаемый читатель! Просим Вас заполнить данную анкету!
Нам, безусловно, интересно и важно Ваше мнение и Ваши предложения по улучшению деятельности нашей библиотеки!
Мы работаем для Вас!

Вокруг Пушкина

«Волшебный мир Ивана Билибина»

  К 145-летию со дня рождения художника

 

   Всё творчество И. Я. Билибина проникнуто любовью к истории России, к русскому народному искусству, к русским былинам и сказкам. Эти работы восхищают прозрачностью красок, красотой узорного рисунка, изысканной декоративностью цветовых сочетаний и яркой сказочностью.

   Особенную популярность завоевали его иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина: «Сказке о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» и к «Сказке о рыбаке и рыбке». Работая над этими картинами, художник создаёт собственную технику их написания. Все рисунки тушью он подцвечивал акварельной краской для яркости. Иллюстратор в них несколько иначе, чем ранее, использовал декоративные рамки. Если ранее он замыкал в рамку весь сюжет, то в пушкинских сказках оставляет только нижнюю ее часть. При этом широкая полоса наподобие канта заполняется мастером рисунком, напоминающим узоры северных вышивок.

  Иван Билибин проиллюстрировал «Сказку о царе Салтане» Александра Пушкина в 1904 году. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Сцены приема гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями.

  В 1910 году Экспедиция заготовления государственных бумаг выпустила самое известное издание художника — «Сказку о золотом петушке». Иван Яковлевич объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое.

  При оформлении книги Билибин использовал эскизы, сделанные им ранее для одноименной оперы. Яркие цвета, гротескные образы, тщательно проработанные детали — художник выдержал единый стиль на протяжении всего издания. Главный акцент был на иллюстрациях: текст сказки был лишь в верхней части страниц. Всю серию зарисовок сразу же приобрела Третьяковская галерея.

  К большому сожалению, не увидел свет «Сказка о золотой рыбке», задуманная продолжить пушкинскую серию. Обложка, сочиненная из ярких переливов цвета, сохраняет изысканность и гармоничность. 

 

*   *   *

  1. Александрова А. He Dupont, ne Durand, а Билибин Иван // Свой.- 2021.- №7.- С. 20-25;
  2. Астахова А. Не жизнь, а сказка! Иван Билибин // Дарья. Биография.- 2018.- №7.- С. 34-35;
  3. Всероссийский музей А.С. Пушкина : Художественные коллекции России / вступ. ст. С. М. Некрасова. - Москва : Белый город, 2013. - 456 с. : ил.;
  4. Евстратова Е. Н. Русские сказки и былины в шедеврах русского искусства : [для сред. шк. возр.] / Е.Н. Евстратова. - Москва : Олма Медиа Групп, 2013. - 96 с. : цв. ил. ;
  5. Иван Яковлевич Билибин. 1876-1942. Живопись, книжная станковая графика, театрально-декорационное искусство / текст Оксаны Мельничук. - М. : Белый город : Воскресный день, 2014. - 224 с. : цв. ил. - (Великие полотна);
  6. Иван Яковлевич Билибин. 1876-1942 : альбом / авт. текста М. Гордеева. - Москва : Директ-Медиа : Комсомольская правда, 2010. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; т. 53);
  7. Иван Билибин. Избранные сказки в иллюстрациях художника. - Москва : Звонница-МГ, 2020. - 204, [4] с. : цв. ил. - (Мастера иллюстрации);
  8. Колокольцев Е.Н. А.С. Пушкин в портретах и иллюстрациях : пособие для учащихся / Е.Н. Колокольцев. - Москва : Просвещение, 1999. - 104 с. : ил.;
  9. Кшицова Д. "Я большой националист и очень люблю Россию": И. Я. Билибин и Чехия //Наше наследие.- 2004.- № 70.- С. 140-151;
  10. Опимах И. Очарованный сказочник // Гала. Биография.- 2017.- № 3.- С. 58-77;
  11. Пушкин А. С. Сказки : [для мл. шк. возр.] / А.С. Пушкин ; худож. И. Билибин. - Москва : ИД Мещерякова, 2013. - 32 с. : ил. - (Библиотечка тридевятого царства).

 


«Идет волшебница зима...»

 Зима в творчестве А. С. Пушкина

  

   А. С. Пушкин с раннего детства любил и понимал родную природу. Он сумел подметить в скромных пейзажах именно то, что составляет тайну их неизъяснимого очарования, сумел найти поэзию даже в прозе русской природы.

   На протяжении всего творческого пути Пушкин обращался к картинам русского пейзажа. Наверное, поэтому его стихи так проникновенны и лиричны. Но особенное внимание Александр Сергеевич уделял временам года.

   Поэт любил это время года и рассказывал о нём в разные периоды своей жизни. Поэтому зима в его произведениях такая разная. Но все эти стихи объединяет необычайная лиричность и образность, с которыми Пушкин подходил к описанию этого времени года. 

   Пушкин рисует радостные, веселые картины зимы: «Мороз и солнце; День чудесный!»; «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»; «Вся комната янтарным блеском озарена»; или, наоборот, мрачные: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»; «Бури завываньем». В стихотворении «Вот север, тучи нагоняя» поэт называет зиму волшебницей, потому что вся природа преобразилась. как в сказке, засверкала драгоценными каменьями, засверкала от снежного покрова.  Пушкин обожает зиму с ее способностью укрыть от взора невзрачную черную землю покровом сверкающей белизны, превратить лес в волшебную белую сказку.

   У Пушкина есть удивительные стихи, знакомые нам ещё с начальных классов, - «Зимний вечер» и «Зимнее утро». Они воспевают красоту русской зимы с её ослепительным снегом, украшающим бескрайние равнины, с завыванием бури, со снежными бурями, ярким солнцем.

   Любовь к «русскому холоду» поэт передаёт и своим любимым героям в романе «Евгений Онегин». Так, Татьяна Ларина у него тоже любит русскую зиму и восхищается её красотой. В этом романе мы неоднократно встречаем описание зимы. 

   Все зимние пейзажи поэта завораживающе прекрасны, восхитительны, так можно писать только о том, что искренне любишь.

 

 

*   *   *

  1. Влащенко В. «Зимнее утро» А. С. Пушкина как чудо русской поэзии // Нева.– 2019- №12.– С.189-205;
  2. Всероссийский музей А.С. Пушкина : Художественные коллекции России / вступ. ст. С.М. Некрасова. - Москва : Белый город, 2013. - 456 с. : ил.;
  3. Иван Шишкин. Из собраний Русского музея и Третьяковской галереи : альманах : Вып. 194 / науч. рук. Е. Петрова ; авт. статей И. Шувалова, Г. Павлова ; Русский музей. - Санкт-Петербург : Palace Editions : Graficart, 2008. - 204 с. : цв. ил.;
  4. Куинджи Архип Иванович. 1842-1910 : альбом / текст Л. Мельниковой. - М. : Директ-Медиа : Комсомольская правда, 2009. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; т. 5);
  5. Пушкин, Александр Сергеевич. Евгений Онегин : роман в стихах в десяти главах с пьесой-прологом "Разговор книгопродавца с поэтом" и эпилогом стихотворением "Труд" : иллюстрированное энциклопедическое издание / А.С. Пушкин ; автор идеи, сост., подбор ил., коммент., указ. В.П. Бутромеева, В.В. Бутромеева, Н.В. Бутромеевой. - Москва : Белый город, 2007. - 496 с. : ил.;
  6. Пушкин, Александр Сергеевич. Избранная лирика : подарочное издание с раритетными иллюстрациями : [альбом] / А. С. Пушкин ; вступит. ст. В. Ходасевича ; сост. М. Руданов. - Москва : Астрель, 2012. - 208 с. : ил.;
  7. Пушкин, А. С. Поэзия / А.С. Пушкин ; сост. И.З. Сурат ; Ин-т "Открытое общество" ; "Пушкинская библиотека". - Москва : Слово/Slovo, 1999. - 808 с.;
  8. Пушкин, А. С. Служенье муз не терпит суеты... : [избранная лирика] / Александр Сергеевич Пушкин. - Москва : Олма Медиа Групп, 2012. - 224 c. : ил. - (Шедевры мировой поэзии);
  9. Сто великих русских художников / авт.-сост. А.Ю. Астахов. - Москва : Белый город, 2008. - 520 с. : цв. ил.;
  10. Чиста небесная лазурь... : стихи русских поэтов / ред. и авт. вступ. текстов Л. Жукова. - Москва : Белый город : Воскресный день, 2013. - 336 с. : ил. - (По страницам школьного учебника).
  11.  


«Откуда ты, прекрасное дитя?»

 К 165-летию со дня премьеры оперы «Русалка

 

   Неоконченная драматическая поэма Пушкина «Русалка» была опубликована вскоре после смерти поэта в журнале «Современник» и сразу же поставлена в двух театрах. В основе пьесы – достаточно распространенный романтический сюжет. Это история крестьянской девушки, покинутой богатым князем. Поэт соединил ее с фантастическим мотивом: покончившая жизнь самоубийством девушка превращается в могущественную Русалку.

   Замысел «Русалки» на сюжет поэмы А. С. Пушкина возник у А. С. Даргомыжского в конце 1840-х гг. Весной 1855 г. опера была закончена. Через год, 16 мая 1856 г., в Петербурге на сцене Мариинского театра состоялась премьера. Поставлена «Русалка» была небрежно, да и «высший свет» игнорировал оперу Даргомыжского. Тем не менее «Русалка» выдержала немало представлений, получив признание у широкой публики. Передовая музыкальная критика в лице А. Н. Серова и Ц. А. Кюи приветствовала ее появление. Но подлинное признание пришло в 1865 г. При возобновлении на петербургской сцене опера встретила восторженный прием у нового зрителя—демократически настроенной интеллигенции.

   А. С. Даргомыжский оставил неприкосновенной большую часть пушкинского текста. Им была внесена лишь заключительная сцена гибели Князя. Изменения коснулись также трактовки образов. Композитор освободил образ Князя от черт лицемерия, которыми он наделен в литературном первоисточнике. Несколько облагорожен образ Мельника, в котором композитор стремился подчеркнуть не только корыстолюбие, но и силу любви к дочери. Вслед за Пушкиным Даргомыжский показывает глубокие перемены в характере Наташи. Ласковая, любящая девушка превращается в грозную и мстительную Русалку.

  Нет другой русской оперы, где великий поэт так звучал бы от первой и до последней сцены. Музыка пушкинской поэзии и поэзии музыки Даргомыжского образует драгоценный сплав. 

 

 *   *   * 

  1. Василий Григорьевич Перов. 1833-1882 : альбом / текст С. Королевой. - Москва : Директ-Медиа : Комсомольская правда, 2009. - 48 с. : цв. ил. - (Великие художники ; т. 17);
  2. Гейченко, Семён Степанович. Завет внуку : новеллы о Михайловском / Семен Гейченко. - Москва : Детская литература, 1986. - 287 с. : ил.;
  3. История русской музыки : Т.1 : От древнейших времен до середины XIX века / О. Левашева, Ю. Келдыш, А. Кандинский. - 3-е изд., доп. - Москва : Музыка, 1980. -
    623 с. : ил., портр. ;
  4. Начало пути / А. Веселова. - Санкт-Петербург. : Союз художников, 2011. - 136 с. + 12 л. цв. ил. - (Гении земли русской ; ч. 2).
  5. Никитина , Людмила Дмитриевна. История русской музыки : Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. Д. Никитина . - Москва. : Академия, 2000. - 272 с. : ил.;
  6. Пружанский, Аркадий Михайлович. Отечественные певцы : 1750-1917: Словарь / А. М. Пружанский. - Москва. : Советский композитор, 1991. - 424 с. : ил.;
  7. Пушкин в воспоминаниях современников : в 2-х томах : Т. 1/ вступ. ст. В.Э. Вацуро ; сост. и прим. В.Э. Вацуро, Р.В. Иезуитовой, Я.Л. Левкович и др. - 3-е изд., доп. - Санкт-Петербург : Академический проект, 1998 - 527 с. - (Пушкинская библиотека);
  8. Пушкин и искусство. - Ленинград : Искусство, 1937. - 216 с. ;
  9. Рассадин, Станислав Борисович. Невольник чести, или Драматург Пушкин / Ст. Рассадин ; худож. Э. Насибулин ; предисл. В. Рецептера. - Санкт-Петербург : Государственный пушкинский театральный центр в СПб, 2006. - 384 с. + 16 л. цв. вкл.;
  10. 100 опер: История создания. Сюжет. Музыка / ред., сост. М. С. Друскин. - 8-е изд. - Ленинград : Музыка, 1987. - 488 с.;
  11. Тарасов, Лев Михайлович. Даргомыжский в Петербурге / Л. М. Тарасов. - Ленинград : Лениздат, 1988. - 240 с. : ил. - (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге - Петрограде - Ленинграде);
  12. Цявловский, Мстислав Александрович. Вокруг Пушкина / Мстислав Цявловский, Татьяна Цявловская ; вступит. ст. К.П. Богаевской. - Москва : Новое литературное обозрение, 2000. - 336 с. : ил.

 

 


«Портретист великий, натуралист неподражаемый»

Василий Андреевич Тропинин

 

   До наших дней дошло множество изображений великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, но одним из самых известных и реалистичных является портрет поэта, написанный художником Василием Андреевичем Тропининым в 1827 году.

   До сих пор нередко пишут о том, что будто бы портрет А. С Пушкина был заказан Тропинину Сергеем Александровичем Соболевским. В действительности именно сам Александр Сергеевич заказал тайком портрет Василию Андреевичу и поднес его своему другу, московскому библиофилу и собирателю книг Соболевскому в виде сюрприза со всякими фарсами.

  Тропинин, как талантливый портретист, с точностью ухватил не только внешние черты, но сумел отобразить внутренний мир гения. В проницательном взгляде читается напряженная творческая мысль, вдохновение.

  Судьба портрета после его создания  была полна приключений. Уезжая в Европу, Сергей Александрович Соболевский брать с собой подарок в дальнюю дорогу не решился, ограничился уменьшенной копией, которую весьма профессионально выполнила Авдотья Петровна Елагина, а оригинал оставил на попечение копиистки и ее сыновей-братьев Киреевских. И когда в 1833 г. Соболевский возвратился в Москву и пришел к Елагиным за портретом Пушкина, он к неописуемому своему огорчению, обнаружил, что вместо пушкинского портрета в раму вставлена довольно искусная подделка. Оригинальный портрет пропал.

  В середине 1850-х гг. оригинальный портрет работы Тропинина обнаружил в меняльной лавке в Москве на Волхонке директор Московского архива Министерства иностранных дел князь Михаил Андреевич Оболенский и приобрел его за 50 рублей.

  Когда художник увидел свою работу, портрет был запыленным и попортившимся. Но поправлять его Василий Андреевич наотрез отказался. Он только почистил полотно и покрыл его свежим лаком.

  В 1909 году портрет попал в собрание Третьяковской галереи, а после революции, в 1937 году, переехал во Всесоюзный, ныне Всероссийский музей А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

  Сейчас портрет находится в Мемориальном Музее-квартире Пушкина на набережной реки Мойки, 12.

 

 *   *   *

  1. А.С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины 19 века : [альбом] : на русск. и англ. яз. / Всесоюзный музей А.С. Пушкина ; авт. вступ. ст. Г.П. Балог, А.М. Мухина. - Ленинград : Художник РСФСР, 1985. - 224 с. : ил.;
  2. Александров А. Счастливый дом для Аннушки // Караван историй.- 2011.- №2.- С. 206-215;
  3. Василий Андреевич Тропинин : Исследования, материалы / ред. М. М. Ракова. - Москва. : Изобразительное искусство, 1982. - 248 с. : ил.;
  4. Кирсанова В. Портреты поэта: к 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина // Третьяковская галерея.- 2019- № 4.- С. 54-91;
  5. Колокольцев, Е. Н. А.С. Пушкин в портретах и иллюстрациях : пособие для учащихся / Е.Н. Колокольцев. - Москва : Просвещение, 1999. - 104 с. : ил.;
  6. Марьяновская О. В гостях у Тропинина // Свой.- 2016.- № 4.- С. 43-47;
  7. Мир Пушкина = The world of Alexander Pushkin : автографы, прижизненные портреты, пейзажи, отрывки из сочинений и писем, свидетельства современников / сост. Э Лебедева, Е. Пролет, Г. Тюрина. - Москва : Русская книга, 1990. - 204 с. : ил.;
  8. Петинова, Е. Ф. Тропинин Василий Андреевич. 1776-1857 / Е. Ф. Петинова. - Ленинград : Художник РСФСР, 1987. - 216 с. : ил. - (Русские живописцы XIX века);
  9. Погодин А. Виртуозный мастер портрета // Знание-сила.- 2017.- № 3.- С. 105-110;
  10. Соколов, В. Д. Рядом с Пушкиным : портреты кистью и пером. Ч. 2./ Вадим Соколов. - Москва : Тверская, 13, 1998 - 592 с. 

 

 


 «Пушкинский «Современник»

 185 лет со дня выхода первого тома журнала

   

   Журнал «Современник» имеет богатую и увлекательную историю, которая отражает литературное бытие прошлого века. Издателем и редактором «Современника» был Александр Сергеевич Пушкин. Писатель долго лелеял мечту о создании своего журнала, но путь к его изданию не был прост. Не раз хлопотал он об издании «журнала, в коем бы печатались политические и заграничные новости».

  Мечта об издании журнала осуществилась, но не полностью: «Современник» был разрешен как журнал чисто литературный. И все же поэт не отказался от издания, дававшего ему возможность сказать свое собственное слово в создавшейся литературно-общественной ситуации. 

  По мысли издателя, «Современник» должен был выполнить также и широкие культурно-просветительные задачи. Пушкин хотел сделать свой журнал не только источником занимательного чтения, но и средством воспитания и просвещения читателей. Отсюда—обилие научно-популярных и даже чисто научных статей в «Современнике». Особое значение Пушкин придавал историческим материалам. Они давали возможность затронуть и вопросы современного общественно-исторического развития России.

  Гораздо большее место в журнале по сравнению с поэзией занимала художественная проза.

  Первый номер вышел в апреле 1836 года и издавался в Петербурге, 4 раза в год. В январе 1837 года, накануне дуэли с Дантесом, Пушкин собирал еще материалы для нового тома журнала.

  Пятый, шестой, седьмой и восьмой тома «Современника» были изданы друзьями Пушкина в память о поэте. На протяжении всего 1837 года в «Современнике» печатались многие найденные в его бумагах прежде не издававшиеся произведения. Журнал весь был пронизан памятью о Пушкине.

  Четыре изданных самим поэтом выпуска «Современника» представляют собой бесценный памятник русской журналистики и литературы.

  *   *   * 

  1. А.С. Пушкин : школьный энциклопедический словарь : словарь / сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин ; под ред. В.И. Коровина. - Москва : Просвещение, 1999. - 776 с.;
  2. А.С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины 19 века : [альбом] : на русск. и англ. яз. / Всесоюзный музей А.С. Пушкина ; авт. вступ. ст. Г.П. Балог, А.М. Мухина. - Ленинград : Художник РСФСР, 1985. - 224 с. : ил.;
  3. А. С. Пушкин о литературе : Избранное : для ст. шк. возр. / предисл. С. М. Петрова. - Москва : Детская литература, 1977. - 176 с. + 16 л. вкл.;
  4. Быт пушкинского Петербурга : опыт энциклопедического словаря : А-К  / Ин-т русской лит-ры (Пушкинский Дом). - Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2003 - 304 с. + 28 . цв. вкл.;
  5. Иезуитова Р. В. Пушкин в Петербурге / Р. В. Иезуитова, Я. Л. Левкович. - Санкт-Петербург ; Москва : Пальмира : Книга по требованию, 2017. - 382 с. : ил. - (Северная Пальмира);
  6. Мир Пушкина = The world of Alexander Pushkin : автографы, прижизненные портреты, пейзажи, отрывки из сочинений и писем, свидетельства современников / сост. Э Лебедева, Е. Пролет, Г. Тюрина. - Москва : Русская книга, 1990. - 204 с. : ил.;
  7. Музей-квартира А.С. Пушкина на Мойке : альбом / сост. и авт. текста Н.И. Попова. - Москва : Советская Россия, 1989. - 127 с.;
  8. Потапов А. Над страницами "Современника" // Невский альманах.- 2019.- №1.- С. 11-16;
  9. Пушкинский музеум : альманах. Вып. 7 / Всероссийский музей А.С. Пушкина ; ред. Р.В. Иезуитова, С.М. Некрасов, Г.М. Седова и др. - Санкт-Петербург : Всероссийский музей А.С. Пушкина, 2015. - 384 с. : ил. + 12 л. вкл.;
  10. Пушкинский музеум : альманах. Вып. 7 / Всероссийский музей А.С. Пушкина ; ред. Р.В. Иезуитова, С.М. Некрасов, Г.М. Седова и др. - Санкт-Петербург : Всероссийский музей А.С. Пушкина, 2015. - 384 с. : ил. + 12 л. вкл.;
  11. Современник, литературный журнал А.С. Пушкина. 1836-1837 : Избранные страницы / сост., вступ. ст., прим. и словарь С. А. Кибальника ; худож. В. Юрлов. - Москва : Советская Россия, 1988. - 384 с.;
  12. Тыркова-Вильямс А. В. Жизнь Пушкина : в 2-х томах.  Т. 2 : 1824-1837. / Ариадна Тыркова-Вильямс. - Москва : Молодая гвардия, 1998 - 514 с. + 16 л. вкл. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр. ; вып. 750).

 

 


 «Родом я, нижайший, из Африки...»

 к 325-летию со дня рождения Абрама Петровича Ганнибала

 

  Прадед А. С. Пушкина - Абрам Петрович Ганнибал принадлежал, по словам поэта, к числу замечательных людей XVIII столетия. Удивительная, полная приключений жизнь Ганнибала всегда интересовала А. С. Пушкина. Поэт часто упоминал о нем в своих автобиографических записях, посвятил ему неоконченный роман «Арап Петра Великого».

  Судьба Ганнибала действительно легендарна.

  Африканец, по рассказам его, в детстве проданный и посланный в подарок турецкому султану, оказавшийся затем в России при Петре I, он стал воспитанником царя и лицом, близким к Петру, неотлучно находился при нем в путешествиях, боевых походах и сражениях. Получил военно-инженерное образование во Франции и впоследствии стал первым и лучшим инженером России, главой инженерного ведомства и генерал-аншефом.

  Абрам Петрович с 1742 по 1752 гг. занимал пост обер-коменданта Ревеля, где заслужил добрую славу честного и строгого начальника. Переведенный в 1752 году снова в Инженерный корпус, Ганнибал был назначен заведовать делами по разграничению земель со Швецией.

  В возрасте 66 лет, он вышел в отставку и перебрался в свое имение в Суйде, где прожил еще 19 лет. Как раз там Ганнибал провел свои «охлаждены леты». О суйдинском периоде жизни своего прадеда Пушкин так писал: «Начал вторично, как мудрец, деревенскую жизнь в тишине и покое».

  Абрам Петрович значительно благоустроил свое поместье и прикупил к нему соседние усадьбы в Кобрине, Елицах и Малых Тайцах. При нем в Суйде появился обширный парк с аллеями, каналами, беседкой и каменный диван, вырубленный в огромном ледниковом валуне. При А. П. Ганнибале на суйдинской земле местные крестьяне стали возделывать картофель, который в то время считался диковинкой. Гордостью усадьбы были оранжереи, в которых выращивались лимоны и другие экзотические растения.

  В Суйде же он окончил и дни свои. Он умер в 1781 году, 14 мая, на 93 году жизни… Недалеко от нового храма, справа от шоссе расположена гранитная памятная стела, установленная на предполагаемом месте захоронения А. П. Ганнибала в 1971 году. Подлинная надгробная плита не сохранилась.

 

 *   *   *

  1. А.С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины 19 века : [альбом] : на русск. и англ. яз. / Всесоюзный музей А.С. Пушкина ; авт. вступ. ст. Г.П. Балог, А.М. Мухина. - Ленинград : Художник РСФСР, 1985. - 224 с. : ил. ;
  2. Бессонова, А.М. Родословная роспись потомков А. П. Ганнибала - прадеда А. С. Пушкина / А. М. Бессонова. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Бельведер, 2001. - 172 с. ;
  3. Бурлаков А. История захоронения и надгробного памятника на могиле Абрама Петровича ганнибала на старом суйдинском кладбище //Лукоморье : краеведческий альманах музея-усадьбы "Суйда" / сост. А. В. Бурлаков.- 2007.- №2.- С. 40-45;
  4. Гатчинские земли : на русск. и англ. языках / сост. Т.Б. Иванова ; пер. на англ. Е. Тревогина. - Санкт-Петербург : Ореос, 2007. - 84 с. : цв. ил.;
  5. Гнамманку, Дьёдонне. Абрам Ганнибал: Черный предок Пушкина / Дьёдонне Гнамманку ; предисл. Л.М. Аринштейна ; пер. с фр., вступ. ст., коммент. Н.Р. Брумберг, Г.А. Брумберга. - Москва : Молодая гвардия, 1999. - 219 с. + 16 л. вкл. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр. ; вып. 761).;
  6. Легенды и мифы о Пушкине : сборник статей / РАН. Ин-т русск. лит-ры (Пушкинский Дом) ; под ред. М.Н. Виролайнен. - Санкт-Петербург : Академический проект, 1994. - 343 с. : ил.;
  7. Леец, Г. А. Абрам Петрович Ганнибал : биографическое исследование / Георг Леец. - Таллинн : Ээсти раамат, 1984. - 192 с. + 8 л. ил.;
  8. Лурье, Ф. М. Абрам Ганнибал / Феликс Лурье. - Москва : Молодая гвардия, 2019. - 293 [11] с. + 16 с. вкл. - (Жизнь замечательных людей сер. биогр.; вып. 1781);
  9. Музей-усадьба "Суйда" : [на русском и английском языках] / Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области "Музейное агентство". - [Б. м. : б. и.], Б. г. - 15 с. : ил.;
  10. Род и предки А.С. Пушкина / С.Б. Веселовский, М.О. Вегнер, П.И. Люблинский, Н.К. Телетова ; сост., предисл. О.В. Рыковой. - Москва : Васанта, 1995. - 443 с. + 2 л. вкл. - (Пушкинская библиотека);
  11. Семочкин, А. А. Абрам Ганнибал / Александр Семочкин. - Санкт-Петербург : Летопись, 2011. - 86 с. : ил. - (Верхний Оредеж - заповедник гениев).

 


«Шесть лет промчались как мечтанье»

210 лет со дня основания Царскосельского Лицея

 

   Значение Лицея и шести лицейских лет, проведенных Пушкиным в Царском Селе, трудно переоценить. Уникальное учебное заведение, каковым был Лицей на протяжении всей его истории, формировало высочайший уровень гуманитарной культуры своих воспитанников, что создавало условия для развития их литературных способностей.

   В программу лицейского воспитания изначально входило изучение русской и европейской словесности, а также основ стихосложения.

   В этом учебном заведении сложилась устойчивая традиция поэтического творчества лицеистов, начало которой положил А. С. Пушкин. Здесь он впервые ощутил себя поэтом. На лицейской скамье начинался его творческий путь, в Царскосельском уединении зрел и совершенствовался его удивительный поэтический дар.

  «Царскосельский Лицей создал для Пушкина, - отмечает Б. В. Томашевский, - особую, своеобразную среду». Несомненно, лучшее учебное заведение России этого времени отличалось энциклопедизмом, преобладанием гуманитарных дисциплин в программе лицейского обучения, поощрением литературных занятий воспитанников, системой аттестации. Все это не могло не сказаться благотворно на обучении, хотя процесс духовного становления лицеистов был достаточно сложным и противоречивым.

  За шесть лицейских лет первый выпуск накопил значительный по объему и по составу массив рукописных журналов и поэтических сборников; составителем некоторых из них был Пушкин.

  Расставаясь с Лицеем, А. С. Пушкин прощался с лучшими годами своего детства и отрочества, с ранней юностью с ее светлыми и грустными воспоминаниями, с надеждами и разочарованиями—со всем тем, что навсегда останется запечатленным в его ярком и разнообразном лицейском творчестве.

  *   *   *

  1. А.С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины 19 века : [альбом] : на русск. и англ. яз. / Всесоюзный музей А.С. Пушкина ; авт. вступ. ст. Г.П. Балог, А.М. Мухина. - Ленинград : Художник РСФСР, 1985. - 224 с. : ил.;
  2. В садах лицея : фотоальбом / авт.-сост. М. Руденская, С. Руденская. - Ленинград : Лениздат, 1989. - 189 с. : ил.;
  3. Всероссийский музей А.С. Пушкина : Художественные коллекции России / вступ. ст. С.М. Некрасова. - Москва : Белый город, 2013. - 456 с. : ил.;
  4. Галкина Т. И. Отечество нам Царское Село / Т.И. Галкина, Л.Б. Михайлова, С.В. Павлова ; пер. на англ. Ю.А. Королевой ; предисл. А.Ф. Киселева. - Москва : Гелиос АРВ, 2003. - 200 с. : цв. ил.;
  5. Грот Я. К. Пушкин : Его лицейские товарищи и наставники / Я.К. Грот. - Москва : Книжный Клуб Книговек, 2015. - 320 с. - (Я люблю Пушкина);
  6. Грот Я. К. Пушкинский лицей : Бумаги I курса, собранные академиком Я.К. Гротом / К.Я. Грот. - Санкт-Петербург : Академический проект, 1998. - 512 с.;
  7. Литвяк Е. В. Пушкин и Лицей : короткие рассказы : для мл. шк. возр. / Елена Литвяк ; худож. Е. Поповская. - Москва : Настя и Никита, 2020. - 24 с. : цв. ил. - (Настя и Никита ; вып. 201);
  8. Лицейская энциклопедия : Императорский Царскосельский Лицей (1811-1843) / под ред. С. М. Некрасова ; сост. С. М. Некрасов, Р. В. Иезуитова, А. В. Ильичев и др. - Санкт-Петербург : Logos, 2010. - 520 с. : ил.;
  9. Мемориальный Музей-Лицей / авт. текста Л.Б. Михайлова ; фот. В.В. Еремеев. - Санкт-Петербург : Изд-во Зимина, 2009. - 32 с. : ил.;
  10. Мир Пушкина = The world of Alexander Pushkin : автографы, прижизненные портреты, пейзажи, отрывки из сочинений и писем, свидетельства современников / сост. Э Лебедева, Е. Пролет, Г. Тюрина. - Москва : Русская книга, 1990. - 204 с. : ил.;
  11. Некрасов С. М. Лицейская лира : Лицей в творчестве его воспитанников / С. М. Некрасов. - Санкт-Петербург : Вита Нова, 2007. - 384 с. + 48 л. цв. ил.
  12. Павлова С. В. Лицей и лицеисты / С. В. Павлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Гелиос АРВ, 2018. - 304 с. : ил.;
  13. Руденская, Мария Петровна. "Наставникам... за благо воздадим" : очерки / М. Руденская, С. Руденская. - Ленинград : Лениздат, 1986. - 319 с. + 16 л. ил.

 


«Я осужден на смерть...» 

Дуэль и смерть А. С. Пушкина

 

    8 февраля (27 января по старому стилю) 1837 года произошла дуэль великого русского поэта и писателя Александра Пушкина с французским подданным Жоржем Дантесом в предместье Петербурга — на Черной речке. От раны, полученной на дуэли, 10 февраля (29 января по старому стилю) поэт скончался. 

   Дуэль состоялась в безлюдном пригороде Петербурга близ Комендантской дачи. «Несмотря на ясную погоду, - сообщал секундант Пушкина Данзас, - дул довольно сильный ветер. Морозу было градусов пятнадцать». Противников поставили, подали пистолеты, и по сигналу они начали сходиться. Пушкин первый подошел к барьеру и, остановясь, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил. Последние часы жизни Александра Сергеевича прошли в его кабинете.

  29 января (10 февраля по новому стилю) А. С. Пушкин скончался. Часы показывали 2 часа 45 минут пополудни. Пушкину было 37 полных лет. «Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его», - писал Даль. Поздно ночью 31 января друзья перенесли тело А. С. Пушкина в церковь Спаса Нерукотворного Образа Конюшенного ведомства. Наутро здесь состоялось отпевание. «Все, кто сколько-нибудь мыслит в Петербурге, - все стекалось к церкви…», - вспоминал современник. Через два дня гроб с телом поэта был отправлен в Святогорский монастырь к месту его вечного упокоения. «Потеря невозвратимая, - говорил В. А. Жуковский о смерти Пушкина. – Что бы он написал, если бы судьба так внезапно не сорвала его со славной, едва начатой дороги».

  Дуэль и трагическая смерть А. С. Пушкина всегда притягивали к себе особенное внимание. Несмотря на проведенное расследование и тщательное изучение обстоятельств дуэли, причины и некоторые детали остаются неизвестными, а гибель поэта стала темой многих произведений. 

  А. С. Пушкин прожил хоть и короткую, но яркую, насыщенную жизнь. В этой жизни до сих пор остаётся немало тайн и загадок. Не менее таинственной выглядит и смерть поэта, убитого на дуэли.

   *   *   *

  1. Витале, С. Черная речка : До и после : К истории дуэли Пушкина : Письма Дантеса / Серена Витале ; Вадим Старк. - Санкт-Петербург : Журнал "Звезда", 2000. - 256 с. + 8 л. цв. вкл.;
  2. Всероссийский музей А.С. Пушкина : Художественные коллекции России / вступ. ст. С.М. Некрасова. - Москва : Белый город, 2013. - 456 с. : ил.;
  3. Гордин, Я. А. Гибель Пушкина : 1831-1836 / Я.А. Гордин ; предисл. автора. - Санкт-Петербург : Изд-во "Пушкинского фонда", 2016. - 368 с. - (Мир Пушкина);
  4. Гроссман, Л. П. Записки д'Аршиака. Петербургская хроника 1836 года : [роман] / Л. П. Гроссман. - Москва : Вече, 2018. - 352 с. - (Пушкинская библиотека);
  5. Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккерном : Подлинное военно-судное дело 1837 года / под ред. В. Н. Буробина. - Москва : Белый город : Юстина, 2013. - 272 с. - (Русские судебные процессы ; вып. 1);
  6. Кузнецов А. "Но есть и Божий суд..." // Дилетант.- 2018. - № 3.- С.58-61;
  7. Мир Пушкина = The world of Alexander Pushkin : автографы, прижизненные портреты, пейзажи, отрывки из сочинений и писем, свидетельства современников / сост. Э Лебедева, Е. Пролет, Г. Тюрина. - Москва : Русская книга, 1990. - 204 с. : ил.;
  8. Поединок чести : Знаменитые русские дуэли / ред.-сост. К. С. Жуков. - Москва : Абрис, 2018. - 256 с. : цв. ил. - (История России);
  9. Разумихин А. "Я числюсь по России..." // Наш современник.- 2020- № 6.- С. 247-270;
  10. Седова, Г. М.  А. С. Пушкин и особняк на Мойке / Галина Седова. - Санкт-Петербург : Абрис, 2009. - 160 с. : ил.
  11. Смирнов А. Александр Пушкин: роковая ошибка поэта // Дарья. Биография.- 2017.- №2.- С. 14-15;
  12. Щеголев, П. Е. Дуэль и смерть Пушкина / П. Е. Щеголев ; предисл. автора. - 3-е изд. - Москва : Книжный Клуб Книговек, 2015. - 604 с. - (Я люблю Пушкина). 

 

Режим работы

 Часы приема посетителей:

ПН-ПТ: с 12.00 до 19.00
СБ: Выходной
ВС (кроме июля и августа): с 11.00 до 17.00

Каждый последний день месяца – санитарный.
Последняя среда каждого месяца – семинарские занятия для сотрудников библиотек района (кроме июня, июля, августа).

Обратная связь

Обратная связь